И вот "Эра Альтрона" яростно собирает кассу, выводя киновселенную MARVEL на новый уровень, становясь самой прибыльной франшизой, обгоняя Бонда и Гарри Поттера. Через пару месяцев вторая фаза этой киновселенной закроется интригующим "Человеком-муравьем", внеся в копилку еще сотню-другую миллионов. А третья фаза откроется экранизацией сюжета Марка Миллара "Гражданская Война" (это как бы триквел "Капитана Америки", но на самом деле мини-"Мстители"), где с большой долей вероятности нам в третий раз с чистого листа представят Человека Паука. По первоначальным планам, Паука в фильме быть не должно, хотя в комиксе, повествующем о масштабном противостоянии Железного Человека и Капитана Америки, ему отводилась ключевая роль. Ранее президент MARVEL Studios Кевин Файги заявлял, что проект запущен в производство и никаких изменений уже не может быть, а нужный для каноничности персонаж в данный момент находится не в их владении. Но вскоре случилось событие, позволившее наконец-то студии использовать своего же персонажа, что несколько изменило планы на третий фильм о "капитане страны, известной как Америка".

Причины, по которым раньше это было невозможно, кроются, как водится, в далеком прошлом.

Чем выше шкаф, тем громче падает.



Alex Ross

В 1939 году в издательстве MARVEL, имевшем тогда другое название, выходит первый комикс, рассказывающий об андроиде по имени Человек-факел (не тот, что из Фантастической Четверки) и атланте Нэморе-подводнике. Продажи выпуска доказали востребованность жанра, и в 1941 году Джек Кирби и Джо Саймон создают важнейшего для издательства агитационного героя - Капитана Америку, так необходимого в трудное военное время. В сороковых потребность в подобных историях только росла, соответственно, росло и предложение, обеспечить которое взялся только что принятый на работу родственник Саймона - Стен Ли. Однако после войны популярность Стива Роджерса стала падать, ознаменовав начало застоя, продлившегося до 60-х.

60-е стали периодом возвращения интереса публики к супергероике, возникшей благодаря идеям DC. Именно в это время издательством, недавно сменившим название на MARVEL Comics, были запущены теперь уже классические серии, например, "Фантастическая Четверка", "Мстители", "Люди Икс", "Сорвиголова" и "Человек Паук", что принесли MARVEL невероятный успех, во многом благодаря Стену Ли. Он не только поместил всех этих персонажей в существующие на самом деле города, а не выдуманные, как это делали в DC, но и наградил их обычными и знакомыми человеческими чертами характера и особенностями, приближая невероятные приключения в картинках к нашей действительности. Ярчайшим примером является Человек-Паук. Он мигом завоевал любовь читателей именно потому, что это не какой-нибудь там бог или пришелец, а обычный непримечательный парень, в котором миллионы подростков узнавали себя.

George S.

К концу 80-х ситуация несколько меняется: MARVEL теряет в качестве, стараясь увеличить в количестве, запутывая сюжеты, служащие лишь подспорьем для штамповки игрушек по мотивам и коллекционных карточек. Желая умножить доход с продажи комиксов, издательство придумывает ивенты-кроссоверы между линейками, показывая в каждом выпуске одно и то же событие с разных сторон, заставляя своего потребителя скупать все номера даже не интересующих его серий, а также печатает альтернативные обложки с героинями в бикини и блестящими выпуклыми... надписями. Многие талантливые авторы переходят в DC Comics. На фоне марвеловского балагана комиксы конкурентов отличались серьезным к себе отношением, работая на более взрослую аудиторию. После публикаций шедевров от Алана Мура (среди которых были прорывные "Хранители") и Фрэнка Миллера люди начинают считаться с жанром "графическая новелла", как и с любой другой формой искусства, будь то литература, театр или кино.

 

 

Image Comics


Вскоре, перенасытившись комиксами различного качества, как Тони Старк шаурмой после битвы за Нью-Йорк, люди перестали их покупать. В 1996 году MARVEL Comics объявило себя банкротом.В 1992 году от MARVEL отпочковалась еще одна охапка авторов и иллюстраторов, позже создав издательство Image Comics, подарившее миру Спауна, Ходячих Мертвецов (да, один из самых рейтинговых сериалов тоже основан на комиксах) и "the Darkness" (по ней вышла отличная игра). Image довольно сильно отличались от конкурентов за счет того, что права на персонажей оставались за авторами, а не за издательством.

Как взрослые дяди делили ряженых супергероев.

Спасти положение вызывался Ави Арад, совладелец компании игрушек Toy Biz. Его план строился на желании сделать персонажей MARVEL легко узнаваемыми среди всех групп населения, а не только для комикс-гиков, для чего создает MARVEL Studios - компанию, занимающуюся продажей лицензии на использование образов издательства в кино и видеоиграх, попутно их консультируя.

Права продавались тому, кто больше заплатит, что в итоге помогло вылезти из банкротства в плюс. Таким образом, права оказались у разных студий. Две супергеройские команды, "Фантастическая четверка" и "Люди Икс" (а заодно и все мутанты), вместе с "Сорвиголовой" и "Тором" ушли к Fox, Lionsgate прихватила "Карателя" и... "Лешего" (в 2005 году по нему сняли средней руки ужастик), Universal же достался "Халк", "Железный Человек" и "Нэмор" (еще у них уже был "Утка-Говард"), а Sony обзавелась флагманом MARVEL - "Человеком Пауком"... ну, и "Призрачным Гонщиком".

Дэдпул помогает разрывать вселенную MARVEL на части.
 
До прихода Ави Арада на телеэкраны выползали сплошь неубедительные, низкобюджетые, сомнительные картины, снятые непонятно кем и зачем. Выделить из их числа можно была разве что "Карателя" с Дольфом Лунгреном в главной роли и сериал про Халка, навсегда повязавший Лу Ферриньо с образом. Бывший бодибилдер до сих пор озвучивает Зеленого Великана во всех мультфильмах и кино.

Настоящий успех в кино пришел с экранизацией "Блэйда" в 1998 году от New Line Cinema. Мрачный вампирский боевик с недетским рейтингом пришелся по душе незнакомым с первоисточником зрителям и критикам. Тенденция продолжилась с выходом "Людей Икс" Брайана Сингера в 2000 году, нащупавших тонкий баланс между серьезной историей и фантастичностью происходящего. А закрепилось все "Человеком Пауком" Сэма Рэйми в 2002-м, выводя фильмы по комиксам в разряд сверхприбыльных блокбастеров, которые были ярким и сказочным приключением. Главный секрет был в уважении ума и чувства вкуса своих зрителей.

Конечно, не все фильмы по MARVEL гарантировано приносили кассу. Провалы "Сорвиголовы", "Карателя" и "Призрачного Гонщика" пугали продюсеров. Вцепившись в уже проверенные франшизы, студии не рисковали реанимировать неудавшиеся и не пользовались еще не экранизированными героями, то ли забывая, то ли забивая на условие контракта, по которому купившая лицензию студия обязана в течение нескольких лет снять фильм, иначе права вернутся обратно.


Evan Narcisse

Снятая в 90-х "Фантастическая Четверка" так и не увидела свет, так как факт ее существования был необходим лишь для сохранения прав у себя, не более. Само собой, картина была низкого качества и служила только ради этой цели. Правда, актерам об этом знать было совершенно не обязательно.

MARVEL, общий сбор.

Что и случилось. Метавшиеся от студии к студии забытые и казавшиеся неперспективными проекты типа "Железного Человека" и "Тора" потихоньку возвратились в отчий дом. В этот момент MARVEL Studios решает снимать фильмы сама, а дистрибуцию отдать Paramount. В 2006-м с поста главы MARVEL Studios уходит Ави Арад, освобождая место для своего преемника Кевина Файги - человека, знакомого с комиксами не понаслышке. Поскольку теперь большинство прав уже находилось у самой MARVEL, Файги, понимая, что сами по себе, отдельно от всех, эти персонажи могут не вызывать нужного отклика у зрителей, разрабатывает концепцию общей киновселенной наподобие сериала, где каждый фильм ссылался бы на другой. Для полноты картины очень не хватало "Халка", находившегося тогда у Universal, но это не помешало договориться о включении следующего фильма о разгневанном монстре в их киновселенную, полностью взяв на себя творческий и частично финансовый контроль. С тех пор MARVEL Studios может использовать Халка в своих фильмах, но права на сольный фильм до сих пор остаются у Universal, как и Нэмор. Так и ожила инициатива "Мстителей" с выходом первого фильма в этой франшизе в 2008-м году, которым стал "Железный Человек" Джона Фавро - феномен, повлекшись за собой перемены. Никто не ожидал от неизвестного для обывателя персонажа такой прыти, завоевания любви зрителей и их кошельков.


В 2009 году корпорация Disney с потрохами покупает весь MARVEL и киностудию соответственно. Они не собирались ломать то, что отлично работает, а, наоборот, хотели помочь в этом, взяв на себя обязанности финансирования и распространения, освобождая MARVEL Studios от оков Paramount, хоть они по контракту и оставались дистрибьютором вплоть до "Первого Мстителя". Начиная с "Мстителей", Disney наконец-таки могла поставить свой логотип перед началом фильма, существенно прибавив в доходах. Рекорд молниеносных сборов картины не побит даже высоко ожидаемым сиквелом.

Вскоре естественным путем к MARVEL Studios возвращаются "Блэйд", похороненный провальным триквелом (а также тем, что исполнитель главной роли сел в тюрьму на пару лет за неуплату налогов), дважды никому ненужный "Призрачный Гонщик", "Сорвиголова" и саботированный "Каратель".

Ави Арад активно принимает участие в работе над ребутом "Карателя" вместе с Lionsgate. На главную роль берут Рэя Стивенсона. Выйдя в 2008 году, уже третий фильм о Френке Касле стал самой провальной экранизацией комиксов MARVEL. Через год Стивенсона утверждают на второстепенную, но колоритную роль в "Торе". Все выглядит так, словно MARVEL Studios внедрилась в Lionsgate с целью испортить итоговый продукт, что позволило бы с легкостью уговорить вернуть права на персонажа обратно. PROFIT!

                 

               MarmotFish Studio

По факту, осталось три студии, создающие фильмы по комиксам MARVEL: Disney, Fox и Sony. И вторая очень мешает первой, пока третья мечется в самоидентификации. "Люди Икс" - очень прибыльная франшиза, в которой регулярно снимаются все новые фильмы, и Fox явно не намерена с ней расставаться. А ведь в комиксах "Люди Икс" - далеко не последняя по важности составляющая единого мира. Многие глобальные события объединяли мутантов с теми же Мстителями, и, даже более того, эти мутанты сами состояли в их рядах. Ртуть и Алая Ведьма, будучи мутантами и детьми Магнето, являются и каноничными участниками Команды Величайших Героев Земли. Именно этот факт, а также неточность при составлении контракта в 90-х привели к появлению одновременного существования двух версий одних и тех же персонажей, но с одной оговоркой. В "Мстителях" их никак нельзя называть и роднить с мутантами, так как такого понятия в киновселенной MARVEL нет и быть не может в принципе, а в "Людях Икс" ни под каким предлогом нельзя вспоминать об их принадлежности к супергеройской команде, чего и не требуется. Вроде бы в "Днях Минувшего Будущего" есть Ртуть, а вроде бы и в "Эре Альтрона", правда, они никак не связаны между собой и вообще разные. Во втором случае Ртуть - не мутант, как пытаются нас убедить российские прокатчики (в оригинале enhance - "усовершенствованный"), а продукт генной инженерии инопланетных технологий, то есть, представитель расы Нелюдей. Ради удобства, являясь единой компанией, MARVEL обратилась к комиксам, заставив переписать канон, изменив происхождение близнецов. Очень подлый ход, рассчитанный на новое поколение читателей. Судя по адаптации канона комиксов, второму сезону "Агентов Щита" и "Эре Альтрона", MARVEL, поняв, что права на их экранизацию им не вернутся, пытается заменить "Людей Икс" на схожих по концепции "Нелюдей", дабы покрыть в киновсленной пласт одаренных сверхспособностями подростков, не принятых обществом из-за страха и непонимания. Кстати, "Нелюди" официально анонсированы как завершающий третью фазу фильмов MARVEL, чей релиз состоится сразу после второй части "Мстителей: Войны Бесконечности".  


Ртуть и Алая Ведьма больше не мутанты.

Как ни странно, но сама Fox, владея правами на "Фантастическую Четверку" не стремится копировать схему Кевина Файги, которую взяли или хотят взять на вооружение уже почти все, запихивая все в общую вселенную в ущерб логике и органичности. Как заявил продюсер будущего перезапуска Саймон Кинберг, не будет ничего фантастичного в этих героях, если их поместить в мир, где по улицам бегают мутанты с невероятными возможностями. "Четверка" должна вдохновлять людей внутри фильма, а не пугать. Эти вещи попросту не сочетаются. Даже "Дэдпул", относящийся к "Людям Икс", стоит особняком ввиду своей специфики: болтливый наемник в курсе, что он в комиксе, а в данном контексте, внутри фильма, постоянно разговаривает со зрителем и ведет себя непотребно. Делать его частью событий уже выпущенных фильмов студии глупо, что мы и видели на примере первого сольного выступления Росомахи.

Человек-я-не-знаю-чего-хочу.

Напоминает видеоигру, а не игровое кино.

Ави Арад после ухода из MARVEL Studios с особым рвением занялся развитием кинофрашизы о Пауке. После конфликта с режиссером предыдущей трилогии Сэмом Рэйми из-за продюсерского вмешательства в производственный процесс и планов на четвертую часть Sony объявила о полном перезапуске с Эндрю Гарфилдом вместо Тоби Магуайра, другим режиссером и новой историей. Новый Человек-Паук должен стать камернее, меньше, а значит, и дешевле, что на самом деле сконцентрирует повествование на развитии личности главного героя, снова вернувшегося в школьные годы. Так они и сделали с первой частью. А вот ко второй уже начали зарождаться сомнения в адекватности Ави Арада и руководства Sony Pictures. Планы на снижение расходов отправили на помойку, "Человек-Паук" снова стал невероятно дорогостоящим цветастым зрелищем для всех возрастов. Никто их не просил, но продюсеры снова наступили на свои же грабли, оставленные со времен "Человека-Паука 3", и потребовали увеличить количество злодеев, урезать хронометраж и выполнить картину в легкой стилистике, несмотря на основную драматическую сюжетную линию, дабы больше походить на MARVEL  и не пугать детскую аудиторию. Еще до выхода "Высокого Напряжения" Sony объявила о создании спин-оффов во вселенной "Паука", несмотря на малое количество персонажей в своих активах, из которых разве что "Веном" тянул на сольное появление. Помимо него, анонсировали и ненужный без Паука суперзлодейский фильм "Зловещая шестерка", и безымянный командный проект о Черной Кошке, и... кого еще туда хотела впихнуть Sony, остается тайной. В общем, компания сделала все ставки на "Нового Человека Паука 2", желая заполучить миллиард финальных сборов как у "Мстителей" или "Железного Человека 3", раздув рекламный бюджет больше производственного. В итоге картина, не оправдав ожидания, собрала чуть меньше "Другой Войны", но из-за ужасной критики и нечестной рекламы (большая часть материала, показанной в роликах, противоречила тому, что оказалось в фильме, при этом не оставив никаких приятных сюрпризов) так и не добрала до миллиарда еще около 350 миллионов долларов. Вдобавок репутацию Sony сильно подпортила прошлогодняя хакерская атака на их сервера, и личные переписки внутри компании стали достоянием общественности. Вопрос о том, что же делать с "Пауком", снова встал ребром...

В январе текущего года Sony Pictures и MARVEL Studios выступили с неожиданным, но долгожданным заявлением: "Человек Паук" отныне часть кинематографической вселенной MARVEL, а его встреча с другими участниками Мстителей - всего лишь вопрос времени. Нет, права не вернулись обратно, Sony и дальше будет снимать "Паука" на свои деньги, не делясь ни с кем кассовыми сборами, только теперь консультацией в развитии франшизы будет заниматься Кевин Файги собственной персоной, а MARVEL Studios совершенно спокойно может использовать Паучка в своих фильмах, ни копейки не отдавая нынешним правообладателям. Такой смелый шаг выгоден для всех сторон: и фанаты получили все, что хотели, и прибылью никто не обделен.

По словам Файги, перезапущенный во второй раз и снова омолодившийся до 15 лет (именно в этом возрасте Питера укусил радиоактивный паук по канону) начинающий супергерой в красно-синем трико действует на улицах Манхэттена уже в "Эре Альтрона", просто нашу с ним встречу отложили до "Гражданской Войны". А через год, 28 июля 2017, запланирован и выход самостоятельной картины от Sony Pictures.

В гостях хорошо, а дома лучше.

 

Кто знает, может, в случае второго возможного провала "Фантастической Четверки" для Fox откроется такая же перспектива, и после финала "Войны Бесконечности" в 2019 году ряды Мстителей пополнятся первой семьей супергероев. Кстати, Сингер не так давно сказал, что его "Апокалипсис" и третий сольник про Росомаху закроют сюжетную линию, начатую им еще в 2000 году с выходом "Людей Икс", подведя к логичному завершению. Это наталкивает на определенные мысли о перезапуске, который (почему бы и нет?) станет частью единой киновселенной MARVEL, благо, один пример у нас уже есть. 

 

И специально для вас, наши котики, визуальный гид, из которого понятно кто кому принадлежит. Если вы ничего не поняли, то просто посмотрите на эту картинку. 

pikabu