Сама идея заводить разговор про аудиосериалы в 2015 году, когда популярность сериалов на телевидении растет в геометрической прогрессии, может на первый взгляд показаться странной. Казалось бы, всё то на радиоволнах, что было достойно нашего внимания, давно перекочевало на телевидение – ведь наличие изображения делает все лучше и ближе к аудитории, а прослушивание радио навеки стало прерогативой скучающих по ночам таксистов.

Однако, эта логическая цепь не учитывает поражающего воображение количества причин, по которым вы, возможно, захотите развеять свои предубеждения об аудиосериалах, даже если в далеком прошлом дети, предпочитавшие мультикам кассеты с записью «Радионяни», казались вам безумцами. 

 

Big Finish Productions

 

Где прохлаждался Восьмой Доктор во временной промежуток между полнометражным фильмом и спецвыпуском «Ночь Доктора»? Куда загадочно исчезают сценаристы «Доктора Кто»?  Чем занималась Романа, когда стала президентом Галлифрея? Кто этот загадочный брат Доктора, артами с которым завален Tumblr?

Если хиатус «Доктора Кто» привел вас в состояние непрекращающейся рефлексии и вы начали задаваться этими вопросами, то аудиопьесы BigFinish – это именно то, что вам нужно.

В те нелегкие для фандома годы, когда сериал был закрыт, а полнометражный фильм по известным причинам провалился, фанаты попрятали свои полосатые шарфы и искусственные веточки сельдерея подальше в шкафы и приготовились впасть в анабиоз. Они еще не подозревали, что подобный расклад событий не понравился не только им, но и сценаристам и исполнителям главных ролей в сериале. Так, слово за слово, британская компания Big Finish получила права на запись аудиоспектаклей по Вселенной «Доктора Кто».

Здесь мы плавно подходим к моменту, который постоянно становится камнем преткновения на пути к Расширенной Вселенной (то есть всему, что является частью «Доктора Кто», но выходит за рамки непосредственно сериала). Бытует точка зрения, что центром Вселенной «Доктора Кто» является сериал, так как он появился первым – и так как он важнее, потому что он на телевидении, а книги и пьесы являются своего рода фанфиками и «не считаются». Однако, ровным счетом все из этого неправда. У разных авторов, компаний и издательств выкуплены права на разные части Вселенной и, хотя само шоу, как наиболее прибыльный продукт, вполне логично является приоритетным для BBC, у сериала, книг и пьес вполне равные права на существование. Так что, если кто-то начинает заводить с вами дискуссию про мистические каноны «Доктора Кто» - не слушайте их. Или попытайтесь вежливо напомнить о том, что, к примеру, в «Ночи Доктора» (приквеле, вышедшем перед юбилейным выпуском «День Доктора») Восьмой упоминал своих спутников из аудиопьес.

«С чего начать?» - вполне закономерный вопрос для каждого, кто попытался разобраться во всех ответвлениях во Вселенной аудиопьес и аудиосериалов. К сожалению или к счастью, объективного ответа на этот вопрос не существует. Педантичные желающие идти по порядку могут начать с «The Sirens of Time» по сценарию Николаса Бриггса (того самого загадочного человека, чей голос последние годы дает жизнь далекам, киберменам, зайгонам и многим другим инопланетянам) или с написанной Марком Гэтиссом «Phantasmagoria». Те же, кому интереснее слушать пьесы, непосредственно связанные между собой, могут обратить свое внимание на один из циклов приключений Восьмого (из фильма в них взято только лучшее – сам Пол МакГанн) или аудиосериалы «Jago & Litefoot» и «Gallifrey».

 

Помимо «Доктора Кто», компания работает и в других направлениях, которые могут вас заинтересовать - в том числе, их производству принадлежат аудиопьесы по вселенной широко известного в узких кругах сериала «Семерка Блейка»,  аудиосериал «The Confessions of Dorian Gray», где роль Дориана исполняет Александр Влахос (Мордред из «Мерлина»), а также серия аудиокниг и пьес про Шерлока Холмса.

 

Cabin Pressure

 

«Cabin Pressure» - выходивший с 2008 по 2014 годы радиоситком с Бенедиктом Камбербэтчем в списке актеров и увертюрой из «Руслана и Людмилы» в саундтреке, повествующий о буднях персонала самолета. Согласитесь, не так уж просто представить себе нечто более неожиданное, чем основательно повзрослевший со времен «Немного за сорок» Камбербэтч в ситкоме.

Если вы побаиваетесь начинать знакомство с аудиосериалами, потому что думаете, что будете много отвлекаться, ничего не поймете и уйдете в свои мысли, «Cabin Pressure» - это именно то, что вам нужно. Комедийный формат, достаточно короткие серии и хорошее произношение исполнителей ролей гарантируют, что скучать не придется.

Осторожно! В случае, если вы собираетесь слушать сериал в наушниках, находясь в общественном месте - редакция Geek&Proud не несет ответственности за то, что, насмотревшись на безуспешно сдерживаемые приступы смеха, люди сочтут вас городским сумасшедшим.

 

Thrilling Adventure Hour

 

«Thrilling Adventure Hour» - театральный аудиопроект, ведущий свое начало от 2005 года и представляющий из себя стилизацию под некую старую радиоволну -  со специально для нее написанными песнями, выдуманной рекламой несуществующих товаров и другими интересными сегментами, которым полагается быть на всяком уважающем себя радио. В 2011 году шоу стало подкастом в «Nerdist Podcast Network», что позволило ему стать популярным в интернете и обзавестись рядом кроссоверов с другими проектами.

Среди причин популярности «Thrilling Adventure Hour» и успешных разъездов проекта по ComicCon-ам и другим гик-фестивалям, конечно же, подкупающий аудиторию поток звездных гостей, приходивших на шоу.  Так на сцене побывали Натан Филлион, Нил Патрик Харрис, Элисон Бри, Карен Гиллан, Джон Хэмм, Обри Плаза, Дэнни Пуди и Миша Коллинз.

Ознакомиться с подкастом можно здесь

Фрэнки-шоу

 

«Фрэнки-шоу», пожалуй, самый неоднозначный (и единственный отечественный) представитель нашего списка. Шоу с большим успехом шло на радиостанции «Серебряный дождь» с 2004 по 2011 год, а затем мутировало в ряд интернет-проектов, таких как как «Mr. Freeman» и «Трансляция Оттуда».  Выпуски шоу доступны в ряде интернет архивов, а сам Фрэнки по сей день не забыт - и даже собрал вокруг себя не самый маленький фандом.

Итак, что же такое «Фрэнки-шоу»? Строго говоря, радиосериалом его назвать нельзя по ряду причин. Во-первых, вы можете слушать выпуски в любой последовательности. Во-вторых, шоу изначально было интерактивным. По сюжету, трансляция ведется из сумасшедшего дома, где Фрэнки – пациент – каждый раз просыпается в роли какого-то исторического или вымышленного персонажа. Задачей слушателей было в течение программы угадать, кем же стал Фрэнки и, соответственно, дозвониться на радио и получить свой приз. В настоящее время единственный приз, который вы можете получить – это удовольствие от прослушивания, но это, поверьте, едва ли хуже, чем что-то из того, что в свое время выигрывали радиослушатели.

С чего начать?  С любого персонажа, который кажется вам интересным. На случай, если вы не можете определиться, советуем попробовать начать прослушивание с выпусков про Чиччолину, Билли Миллигана или Сфинкса.

Музей-архив эфиров «Фрэнки-шоу»

Welcome to Night Vale 

 
 

«Welcome to Night Vale» - подкаст, выполненный в стиле новостных выпусков радио (что порождает его бесчисленные кроссоверы с «Thrilling Adventure Hour») маленького несуществующего американского городка Найт Вейла.

Выпуски, ведет которые главный герой по имени Сесил, включают в себя сводки последних новостей, сообщения от Городского Совета и других организаций, предупреждения о вещах, которых следует избегать, сообщения о погоде, музыкальные вставки и рекламу товаров и мероприятий. Казалось бы, ничего увлекательного – но в Найт Вейле не происходит ровным счетом ничего, что укладывалось бы в общепринятое понятие слова «нормальный». Загадочные исчезновения людей, странные Фигуры в капюшонах, пугающее руководство радиостанции, несуществующие дома, немыслимо прекрасный ученый Карлос и места, к которым нельзя приближаться по невыясненным причинам…

Все это могло бы напоминать «Секретные материалы», если бы не полное отсутствие внутрисюжетных попыток рационализировать происходящее и манера подачи, в которой все это преподносится как легкие неприятности, которые вовсе не должны смущать жителей. Подкаст лишен какой-либо видимой интенции к сюжетному финалу и этим полностью соответствует своей первоначальной задаче – быть радиоволной несуществующего города. 

Именно благодаря этому проект собрал вокруг себя внушительных размеров международный фандом со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде косплея, фанфиков, поисков глубинного смысла и теорий заговора инопланетного правительства.

...А еще в «Welcome to Night Vale» есть пейринг, который несомненно покорит ваши сердца, но о нем нам не разрешил бы рассказать Роскомнадзор. Так что все, что вам остается – пойти и послушать подкаст самостоятельно, чтобы убедиться в этом (и заодно начать бояться мерцающих облаков, незнакомцев и парков).

Ознакомиться с подкастом можно здесь и здесь.