фото: John Glenn

Еще вчера вся страна отмечала День космонавтики, который в этом году иронично совпал с православной Пасхой (а патриарх поздравил космонавтов на МКС по скайпу), а сегодня опять кажется будничным, что там высоко, на орбите Земли, несколько человек несутся на огромной скорости сквозь космическую бесконечность. И там они в том числе благодаря тому, что 54 года назад человеку впервые удалось в буквальном смысле свалить от всех Земных проблем и надоедливых людей.

В некотором роде, Гагарин - прототип Доктора Манхэттена.

Во времена космической гонки между США и СССР близкий и по сей день душе каждого гика жанр научной фантастики не то чтобы был популярным... Эффект его значимости был равен взрыву не менее актуальной тогда ядерной бомбы. Миллионы мечтателей фантазировали о светлом будущем, наивно полагая, что в ближайшую пару лет мы освоим космос или как минимум ринемся его изучать воочию.

 

В 1966 году, спустя пять лет после выхода Юрия Гагарина на орбиту Земли и за 3 года до фальшивой высадки американцев на Луну, был совершен еще один прорыв - на телеэкраны вышел «Звездный путь». Пожалуй, первая по достоинству оцененная бытовым зрителем космоопера.

Собственно, раньше словом "космоопера" обзывали дешевый и безыдейный сай-фай, созданный чаще всего сугубо для коммерческих целей. Однако, чуть погодя, количество и качество несколько возросло, и все это превратилось в отдельный жанр, а название прижилось.

Правда, свое признание оригинальный «Звездный путь» получил годы спустя. Странные существа - люди.

Перечислить все составляющие франшизы «Звездный путь» не так уж просто, ведь это несколько телевизионных сериалов, двенадцать полнометражных фильмов (тринадцатый сейчас на стадии пре-продакшна), игры, мультфильм и комиксы (причем даже кроссоверы с «Доктором Кто» или «Зеленым Фонарем»). О признании в современной культуре говорить не приходится: верные фанаты не брезгуют называть себя треккерами, скорее даже гордятся принадлежностью к этому клубу по интересам.



 
 
Но 2015 год печально запомнится им навсегда. 27 февраля скончался исполнитель роли получеловека-полувулканца Спока - Леонард Саймон Нимой. Появившийся в пилотной серии оригинального сериала, он воплощал в течение всей своей долгой жизни образ, ставший культовым, вплоть до последнего на данный момент сиквела перезапуска франчайза, а сам Нимой стал настоящим символом серии и гик-сообщества в целом.

 


Факт его смерти не мог оставить никого, кто бы о нем слышал, равнодушным. Многие астронавты НАСА признаются, что целые поколения инженеров, ученых и самих астронавтов были вдохновлены Споком и «Звездным путем» в целом.

Приходит время и неизбежно забирает то, что некогда дало. Это нужно принять, тем более, на развитии франшизы в дальнейшем это не скажется, а шоу, как говорится, должно продолжаться. В 2009 году мы увидели отличный перезапуск «Звездного пути», чей сценарий объяснял возможность существования альтернативной ветки развития событий внутри этой кино-вселенной органично вплетенными путешествиями во времени, и наличие в котором старого Спока в исполнении все такого же харизматичного Нимоя было важной частью повествования, связывающей старые и новые картины воедино. В продолжении, активно пытавшемся сделать вид, что оно не имеет никакого отношения к самому успешному полнометражному фильму серии, «Мести Хана» (не палятся, ребятки), старый Спок и неразрывно связанный с ним Леонард Нимой - уже не более чем реверанс в сторону оригинала.


На сегодняшний день «Звездный путь» полностью свободен от груза предшествующих картин (кроме озвученных выше «Звездного пути» 2009 и «Возмездия» 2012) и прекрасно себя чувствует, ведь при живом Уильяме Шатнере (исполнителе роли Кирка, пока брови Криса Пайна не взобрались на обновленный капитанский мостик «Энтерпрайза») особенно острой необходимости в его камео не возникало.

фото: tumblr

Куда сильнее скажется уход Джей Джей Абрамса с поста режиссёра последних двух фильмов в другую, не менее важную, космооперу. По его же словам, поклонником «Звездного пути» он никогда не был и потому ушел легко. Быть может, поэтому фильм 2009 получился столь удачным, а может быть, именно в этом причина несовершенства «Возмездия». Ввиду очевидных обстоятельств, Абрамс более не мог оставаться у руля «Энтерпрайза» и освободил место одному из сценаристов перезапуска, до этого фильмов не ставивших вовсе.   

Видимо, взглянув трезвым взглядом на предыдущие работы Роберто Орси, Парамаунт проявили благоразумие и не отдали бразды правления в руки печально известного автора, заодно отобрав и метафорическое перо. Его дуэт с Алексом Куртцманом, породивший немало противоречивых и дырявых как решето сюжетов, принес много боли зрителям.


Теперь можно быть спокойными за сюжет следующей части любимой космооперы. Замечательный английский комик и действующий исполнитель роли Скотти, Саймон Пегг, занял ещё одну должность в проекте - сценариста. Пегг прежде всего известен своими актерскими работами в трилогии «Корнетто» («Зомби по имени Шон», «Типа Крутые Легавые», «Армагеддец») Эдгара Райта, но мало кто знает, что он также выступил и соавтором этих фильмов. Он уже пообещал не допускать, на его личный взгляд, ошибок «Возмездия» и сохранить дух оригинала, отправив «Энтерпрайз» подальше от Земли, в длительную экспедицию, туда, где не ступала нога человека...

Ну а постановщиком триквела «Звездного пути» станет сбежавший от бесконечных «Форсажей» Джастин Лин. Пытаясь отмыться от репутации двоечника по физике и любителя лысых черепов, Лин уже успел снять пару эпизодов второго сезона «Настоящего детектива». Человек явно идет на поправку.

 

Его предшественник Джей Джей Абрамс ушел не абы куда. Поступил звонок со стороны Дисней, предложившей автору «Лоста» поставить следующие «Звездные Войны». Как фанат саги со стажем, Абрамс просто не мог не согласиться. «Звездные Войны», как-никак, являются самой успешной и узнаваемой космооперой, хотя, как это ни странно, следует относить сагу к жанру фэнтези, ибо соответствий с научной фантастикой здесь почти нет. Ведь внимательный зритель наверняка помнит начало любого эпизода: давным-давно, в далёкой-далёкой Галактике...

фото: Kevin Muldoon

В 1977году Джорж Лукас создал новую вселенную, моментально приобретшую статус культовой. Кстати, ещё одним основанием считать серию фэнтезиной сказкой послужило упоминание в сюжете некой неощутимой Силы, окружающей все вокруг, но доступной только уверовавшим. На основе этого безумные поклонники создали своего рода религию - джедаизм. К слову, добрая часть британцев вынудила своё Министерство юстиции признать их "вероисповедание" как религиозное движение. В Австралии произошел похожий случай, только жители перевернутого материка сделали это назло государству.

 

Все бы ничего, если бы Лукас не задумал снять новую трилогию, убив ею всё понимание о Силе объяснениями про наличие в крови неких мидихлорианов. По этой логике, не сам герой делал себя лучше, а случай. Все джедаи стали таковыми только лишь потому, что им повезло с генами. Пожалуй, именно это похоронило новую трилогию в глазах олдскульных фанатов. Остальные, куда более заметные, но менее болезненные удары были нанесены Джа-Джа Бинксом, излишним использованием компьютерной графики (оригинальная трилогия также полюбилась и за неповторимый стиль) и надоедливой политикой, достигшей своего апогея к «Мести Ситхов», вместо духа приключений, свойственного старой трилогии.

 

Дальше Лукас запустил в производство довольно неплохой по меркам новой трилогии мультсериал «Войны клонов» и одноимённый полнометражный мультфильм на ее основе, рассказывающий о событиях между вторым и третьим эпизодами.

 

А вот затем настала эра паразитирования: «зажравшийся» Лукас каждый год перевыпускал на DVD и Blu-ray обновлённые и "дополненные" эпизоды обеих трилогий. Можно понять попытку осовременить картинку первой трилогии, ведь к тому моменту ей было уже около тридцати лет, однако этим дело не ограничилось, и вскоре картины стали меняться до неузнаваемости. Дошло до того, что для создания более положительного образа Хана Соло Лукас перемонтировал сцену с добавлением компьютерных технологий так, будто Гридо выстрелил первым, что было невозможно с точки зрения постановки сцены и неверно передаёт характер готового на все героя Харрисона Форда. Отголоски взрыва общего на весь фандом варп-двигателя слышны до сих пор.

 
 

И так продолжалось бы снова и снова, если бы не компания Дисней, которая, вопреки образу злобной корпорации, в этот раз прискакала на белом, как бесполезная броня штурмовика, коне. Дисней выхватила измученную, страдающую от насильственных действий серию из лап Джаббы Лукахатта и привела её в опрятный вид, обрезав ненужные наросты в виде расширенного канона, которые скорее отягощали, чем дополняли. С этого момента всё, что происходило в книгах, играх, комиксах - всё было аннигилировано. В каноне остались только все шесть эпизодов и закрытые новыми хозяевами «Войны клонов», а также уже подходящий ко второму сезону новый мультсериал «Повстанцы», выполненный в стиле и духе первой трилогии. Такой шаг позволил развязать новым авторам руки и приступить к разработке сразу нескольких картин.

 

Дисней выстраивает новые «Звездные войны» как свою же киновселенную Марвел, расширяя основную серию различными спин-оффами. Отныне нет "эпизодов", фильмы классифицируются подзаголовками. Ближайшим не-эпизодом станут «Звездные войны: Пробуждение Силы» (ждать продолжение истории Люка Скайуокера всего-то до 17 декабря этого года), и уже анонсирован не понятно про что спин-офф «Rouge One» под руководством Гарета Эдвардса (для многих не оправдавшего надежд в последней «Годзилле»). Помимо этого в планах у студии сольники про Бобу Фетта и молодого Хана Соло.

Главную роль получила Фелисити Джонс (фото: Tiffany Wynne)

Все эти наполеоновские меркантильные планы по выкачиваю бабла из фанатов никак не мешают вернуть «Звездные войны» в состояние, когда было хорошо и самой серии, и её фанатам. Могущественная корпорация со всем уважением относится к наследию первой трилогии и трепетно старается воссоздать прежнюю атмосферу. Они не стали идти по пути наименьшего сопротивления, ограничившись только приглашением старого каста. На натурных съемках картины были замечены функциональные макеты звездолетов, и, что наиболее важно, - наличие осязаемых и наглядных аниматронных кукол. Всё в лучших традициях старого доброго Голливуда.  

«Повстанцы» — первый продукт по «Звездным войнам» от Дисней, и на его основе можно сделать вывод о правильности выбора вектора развития. Серия в надёжных руках.

Оу, просто сделаем вид, что лазерная гарда действительно полезная вещь, совсем не опасная.

Прошлогодний успех «Стражей Галактики» показал две вещи: формула Марвел все еще работает, и народ уже изголодался по легким и веселым приключениям.

Конечно, совершенно нельзя сказать, будто бы серьезная научная фантастика утомила зрителей, особенно оглядываясь на теплый прием «Грани Будущего» и «Интерстеллара». Оба фильма полюбились как и критикам, так и обывателям, чьи кошельки решили не голосовать за застрявшего на первом уровне Тома Кукуруза Круза. В итоге экранизация манги «Всё, что тебе нужно — это убивать» от создателя самого лучшей части "Борна" едва вышла в ноль с копейками.

У нового детища Нолана в этом плане ситуация куда благосклоннее. Будучи ни разу не боевиком, коим была «Грань Будущего», имея тяжелый для восприятия сюжет и длинный хронометраж, «Интерстеллар» оглушительно пронесся по кассам кинотеатров. Не «Аватар», но тоже неплохо. Амбициозный проект находился в планах у Стивена Спилберга и Парамаунт с 2006 года, за сценарий отвечал брат Кристофера - Джонатан Нолан. В силу обстоятельств, Спилберг от «Интерстеллара» отказался и недолго думая, кресло режиссера доверили, скорее с надеждой вручили брату Джонатана - Кристоферу Нолану, заработавшему огромный кредит доверия после «Темного Рыцаря». Впервые за долгое время, Кристофер являлся наемной силой, находившейся в проекте не с самого начала. Зная свою фанбазу, ему требовалось лишь не разочаровать своих зрителей, сохранив в картине фирменный стиль. Но, как человек упертый и уверенный, Кристофер был обязан сделать «Интерстеллар» своим фильмом, изрядно переписав сценарий брата, от которого, помимо парочки первоклассных идей, осталась лишь завязка да огрызок финала. Основным отличием стало смещение акцента с исследования тайн космоса и поиска спасения Земли на привязанность главного героя к своим детям, вернее, дочери, хотя у него еще сын там был, чьего имени уже никто и не вспомнит... Если забыть на секундочку сомнительную гениальность Нолана, то становится очевидным, что все самые неудачные моменты «Интерстеллара», будь то проговариваемая устами персонажей зрителю мотивация и экспозиция или преступно малое смакование самого космоса при таком затянутом хронометраже картины — дело рук самого Кристофера. Парадокс заключается в том, что за эти характерные черты люди и полюбили имя Кристофера Нолана и всё, к чему он прикасается, словно царь Мидас.

Кристофера и Джонатан Нолан на съемках

Увлеченный цитированием «Космической Одиссеи 2001ого года» Нолан дал людям то, чего они хотели - сильный сай-фай про понятные всем чувства и переживания. Но зрители прожорливые и никогда не страдали ограниченностью в выборе блюд.

В целом, научная фантастика никогда не находилась на грани вымирания. Пока человек способен мыслить, он всегда будет задавать не риторические, но бесконечные, во вселенском масштабе, вопросы: какие открытия нас ждут, какие горизонты мы познаем, каким будет человечество? Именно в попытке ответить на эти извечные загадки пишутся книги, разрабатываются видеоигры, снимаются фильмы, которые мы так любим. Таким образом, пока каждый из нас способен фантазировать и мечтать о невозможном, жанр сай-фая, безусловно, будет "жить долго и процветать".

источник: sheldoncooper.tumblr.com