4 года назад, когда только готовился к выходу сиквел «Нового Человека-паука» с Эндрю Гарфилдом в главной роли, компания Sony, не стесняясь, громко объявляла о своих наполеоновских планах. Они были уверены, что на базе двух фильмов можно смастерить альтернативу киновселенной Maevel. «Новый Человек-паук: Высокое Напряжение» должен был дать полноценный быстрый старт их паучьей киновселенной, что продолжилась бы спин-оффами по типу «Зловещей шестерки» и «Венома». Среди множества анонсов был и анимационный мультфильм о Человеке-пауке.

С тех пор планы Sony несколько раз менялись. Само киновоплощение Паука всем известно где, спин-офф про Венома превратился в самостоятельный, никак не привязанный к Пауку, не очень хороший фильм, а казавшаяся забытой идея полнометражного мультфильма обрела второе дыхание, стоило только объявить главного героя картины в 2017-м году. Майлз Моралес оказался очень актуален во времена популяризации расового и гендерного разнообразия в поп-культуре.

 

Кадр из «Человек-Паук: через Вселенные»

Новый темнокожий супергерой с латиноамериканскими корнями и в комиксах был попыткой Marvel Comics стать более политкорректной. Начавшаяся в 2000-м году серия Ultimate Spider-man заново, но иначе рассказывающая историю Питера Паркера, закончилась смертью всем известного героя в 2011-м году, когда по сюжету ему едва исполнилось 16 лет. На замену Питеру в сюжет был введен 13 летний Майлз. Авторы комиксов наградили его крутыми способностями, однако позабыли прописать хоть несколько интересный характер. Моралес ни умным, ни сильным, ни обаятельным не был. Большинство выпусков комиксов он ныл, мол, это все не его, ему это не надо. Мотивация что-то делать отсутствовала напрочь. Даже костюм ему выдали в Щ.И.Т.е, веб-шутеры подарила Тетя Мей, а злодеев оставил в наследство сам Питер. В Майлзе Моралесе отсутствовал стержень, вокруг которого можно было бы выстроить историю. Осознав это, Marvel Comics в итоге сделали его старше и запихнули в основную вселенную к «Удивительному Человеку-пауку», дабы не акцентировать внимание лишь на невнятном герое. Нечто похожее произошло и в мультфильме.

Не просто так мультфильм уже успел стать победителем премии Сообщества Кинокритиков Нью-Йорка в номинации «лучший мультфильм» и отхватить номинацию на Золотой Глобус за «лучший анимационный фильм года». Забегая вперед – он и правда этого достоин, не смотря на бедовые решения Sony и изначально не самого интересного персонажа. Проекту очень повезло, что взялись за него Фил Лорд и Крис Миллер – режиссеры успешного «Лего. Фильм» и продюсеры «Лего Фильм: Бэтмен». Уже тогда они зарекомендовали себя настоящими гиками, не только разбирающимися в предмете, но и понимающими, за что его любят или ненавидят.

 ru.marvel.wikia.com

Обыкновенного подростка кусает необыкновенный паук, в результате чего тот приобретает суперсилу и направляет ее на борьбу со злом. Думаете, знакомая история? А что, если укусят его возле коллайдера, открывающего «двери» в параллельные миры, откуда посыпется альтернативные версии супергероя? Теперь такие непохожие люди-пауки вынуждены работать сообща, чтобы спасти Бруклин от уничтожения, и своё собственное существование во времени и пространстве.

Лорд и Миллер использовали сюжет про параллельные вселенные не сколько для того, чтобы максимально отдалиться от первоисточника, а скорее наоборот. Классические лайв-экшн экранизации историй о Человеке-пауке пытались нас твердо убедить, что именно их версия – канон, то есть прямая адаптация оригинальных комиксов, отрицающая существование прежних версий. Тут же у сценаристов оказались развязаны руки (бюджет меньше в два раза, соответственно и ставки меньше), им не было нужды вписываться в правила чужого мира – здесь изначально все варианты (миров) иные и не претендуют на статус «единственного и неповторимого». У авторов вырабатывается более личное отношение к своей работе, и, будучи фанатами персонажей паучьей вселенной, они могут перенести их буквально со страниц комиксов без каких либо условностей.

Действие основного сюжета сфокусировано на мире Майлза Моралеса, который отличается от привычного множеством мелочей. В мультфильме просто неисчислимое количество отсылок и понятных фанатам деталей, так что любой знакомый с комиксами зритель и без экспозиции определит, что и в каком измерении происходит. Постепенно в мир врываются самые запоминающиеся версии героя и спойлерные версии злодеев. Тут есть тот самый (ну почти тот самый) повзрослевший Питер Паркер из периода Майкла Стражинского в классической серии (в комиксах, после событий гражданской войны, Питер заключил сделку с местным дьяволом, после чего произошла очередная перезагрузка и все развитие персонажа оказалось в мусорной корзине). Есть и Гвен-Паук, придуманная на волне популярности Эммы Стоун в роли Гвен Стейси (тот же Человек-паук, только в мире, где укусили Гвен, а не Питера, и погиб, соответственно, последний, а не первая). Нуарный Паук, Свин-паук и Аниме-паук являются больше визуальным уникальным фан-сервисом и дополнением к истории первой тройки. Приятно, что они при этом они совсем не вываливаются из повествования.

 

Кадр из «Человек-паук: через Вселенные»

Эта история могла бы совершенно спокойно быть «Новым Человеком-пауком 3» с Эндрю Гарфилдом – лучшего пути для Sony с их желанием создать свою киновселенную не найти. Но введение альтернативных измерений произошла в формате мультфильма. И это хорошо, хотя зрители часто очень скептически относятся к анимации, считая ее развлечением для детей, не то что большое кино с актерской игрой. И зря. У анимации гораздо богаче набор средств выразительности. И «Человек-Паук: Через вселенные» использует их по максимуму, тем более в Sony работают крайне талантливые аниматоры.

В современных фильмах большая часть экшна создается с помощью компьютерной графики, целиком рисуется из нее, что с учетом нынешних достижений, зачастую создает эффект зловещей долины и накладывает ограничения на режиссёра. Если зритель замечает, что в кадре что-то «не так», если модель человека не убедительна, от чего переход от обычной сцены к экшну может быть не убедительным и отвлекающим от просмотра, значит команда пост-продакшна не справилась со своей задачей. Очевидно, тут таких проблем быть не может. Благодаря выбранному необыкновенному стилю, имитирующем стоп-моушн анимацию, и самому стилю повествования, мультфильм ощущается как оживший комикс. Сниженная частота кадров поначалу бьет по глазам, но к ней быстро привыкаешь, и более того, такая редкая смена кадров в секунду придает бешеную энергетику всему происходящему. Отрывистые движения делают экшн яростнее и динамичнее – выглядит так, словно тут поработали мастера боевой постановки из легендарного «Аватар: Легенда об Аанге». Чего стоит только драка между Пауками и оравой злодеев в доме Тети Мэй. Такое сочетание необычной картинки, цвета и звука и без 3D дает глубину и уникальный взгляд, словно экран кинотеатра – это бумага, на которой слой за слоем нанесены красочные картинки. Так что смотреть в кинотеатре строго рекомендуем.

 

Кадр из «Человек-паук: через Вселенные»

Подход к анимации, как к способу показать историю, прослеживается и в юморе. В отличие от фильмов тех же Marvel, где весь юмор проговаривается вслух по методу ситкома: «смешная фраза – смешной ответ на нее – смешное замечание на ответ», здесь шутят через пластику тел и лиц персонажей, буффонаду (в основном в боевых сценах с пауком, которого укусила радиоактивная свинья), даже простое появление объектов в сцене. Резкое включение невидимости Майлза вызывает больше неожиданного смеха, чем все подколки Мстителей в аэропорту – все по заветам визуального юмора Бастера Китона и Эдгара Райта.

Анимации свойственно преувеличение. Из-за него все смешное становится еще смешнее, все пугающее – страшней, а драма – еще грустнее, чем это можно наблюдать в супергероическом кино. Злодеи, которых мы когда-то считали нелепыми и неинтересными, тут представляют реальную угрозу, а режиссер нагоняет нагоняют тревогу всеми доступными способами: от самого дизайна до звуков шагов. А еще здесь умирают. По-настоящему. То есть навсегда. Невольно начинаешь вспоминать Игру Престолов, раз уж она задала тренд. И смерть здесь не просто мимоходом, персонажи от нее не отшучиваются. В ней кроется сильная драма, приводящая в действие весь механизм сюжета. В не менее чем трех сценах довольно трудно удержаться и не пустить скупую мужскую или женскую слезу, хотя со времен мамы Бэмби и Муфасы психика должна была закалиться. Сделано это не по принципу шок-конента, скорее сплошные эмоции. Сцена встречи Питера, потерявшего в своей реальности Тетю Мей и Мей, потерявшей Питера в другой, является ярким тому примером.

Сейчас самое время немного спуститься с небес на землю. Есть ли минусы у картины? Да… вроде нет. Сначала можно было бы переживать за результат, ведь мультфильм рассказывает о Майлзе Моралесе – далеко не самом притягательном персонаже комиксов. Однако создатели используют все доступные способы вызвать симпатию к герою. И преуспевают в этом. Майлз не подается как замена всегда любимому Питеру Паркеру. Он не читерит своими способностями (с этим у него сюжетные проблемы), он не ноет, хоть и осознает свое несовершенство, но искренне пытается это исправить. Не для себя, а для других, для друзей, чья жизнь по воле обстоятельств зависит от его решений. Лорд и Миллер явно понимали, что с афро-латино-американским героем в комиксах что-то было не так, а может им просто повезло, но достижение на лицо – Майлз Моралес впервые не бесит. Абсолютно на своем месте и со своим в кое-то веки колоритом.

 

Marvel Comics – Spider-verse

Теперь совсем не страшно ждать уже анонсированный сиквел. Вряд ли, что он сконцентрируется исключительно на Моралесе – уж очень истеричная до боли в животе сцена после всех титров намекает на появление других Пауков, да и грех еще раз не воспользоваться концепцией со множетсвом Пауков. А если в продолжении будет исключительно Моралес, то и не страшно, ведь его измерение хранит еще очень много неожиданных поворотов и смелых интерпретаций казалось бы изученных вдоль и поперек персонажей. Осталось только ответить для себя на вопрос: «А интересны ли мне Люди-пауки?»

 

http://thr.ru

P.S. Стен Ли покинул нас месяц назад, но как вы знаете, успел записать еще множество традиционных камео. Исключением не стал и «Человек Паук: Через Вселенные». Сцена, в которой он появляется, в контексте его смерти, чувствуется эмоциональнее и трагичнее. А после титров есть строки, посвященные ему и умершему этим летом соавтору персонажа, Стиву Дитко. Так мультфильм становится неким прощанием публики с великими авторами, чьи труды стали частью многих жизней.