Сергей Шаповалов - создатель крупнейшего VK паблика о вселенной Шерлока, студент-сценарист Московской Школы Кино.

The stories we love best do live in us forever, so whether you come back by page or by the big screen, Hogwarts will always be there to welcome you home

  - Черт! Черт! Черт! – ругательства вертелись и плясали в моей голове. - Такое знаменательное событие и я опаздываю, хотя ни разу в жизни не делал этого! Мы только что вышли из метро и стояли у автобусной остановки, ожидая четырехколесного гиганта фирменной поттеровской расцветки до Leavesden Studio. Если верить таблице отправлений и прибытий, то мы опоздаем на пять минут. А пустят ли нас на экскурсию по студии – хороший вопрос. Постояв немного и проклиная все на свете, я заметил рядом свободный кэб. - До Ливсдена не подбросишь? – прорычал я в водительское окно. Мне кивнули и пригласили внутрь. Намекнув, что опаздываю, я уселся в машину. Гони, Федя, гони! Мы проезжали мимо двухэтажных деревенских домиков, на которые у меня не было сил смотреть, так как настроение портило тягостное ожидание. Но как только я увидел из окна вот это:

image

Время замерло. Вот он, гвоздь программы! И мы успевали, времени было еще достаточно. Если меня спросить, что главное было в том музее-студии, я отвечу: улыбки и чувство домашнего очага. Никогда не видел, чтобы где-то было настолько светло и уютно. Возможно, работникам музея и его посетителям передалась та семейная атмосфера съемочной группы, которая была вместе десять лет и виделась чаще, чем с родными. Мы стояли у входа в музей, держа в руках билеты и iPodы, которые выдавали всем посетителям, так как именно через них мы могли получить аудио- и видеоинформацию об экспонатах. Внутри играла знакомая до слез музыка Джона Уильямса, рядом бродили и улыбались работники музея, большинство из которых было не старше меня. Оно и понятно – вчерашние фанаты нашли работу мечты.

И вот пробил тот самый час. Парень с короткой хипстерской прической, насвистывающий "Living Death" Николаса Хупера, пригласил нас внутрь. Итак, первая остановка путешествия по киномузею – кинотеатр. Очень символично. Мы сели в просторные кресла и стали слушать веселые разглагольствования девушки-гида. Свет погас. Начался небольшой фильм о студии, где появлялись создатели фильмов, которых я уже знал к тому времени поименно. Завершился он сценой с Трио, желающеим нам отличного путешествия, стоя на фоне ворот, ведущих в Большой Зал. Именно здесь Филч вешал прокламации Амбридж, именно здесь спали статуи до того, когда их позвали родину защищать. А дальше – тоже очень красивый и символичный жест. Свет. Киноэкран поднялся, открывая изумленным посетителям прятавшиеся до этого настоящие те-самые ворота и статуи.

Загремела музыка главной темы. Ворота распахнулись. Я увидел Большой Зал как в первый раз.

image

image

- Матерь божья, святая Тереза Мария-Антуанетта! - это примерная фраза, что вырывалась у меня, когда я видел очередной экспонат в киномузее «The Making of Harry Potter». - Люди добрые, да шо ж вы творите-то со старым человеком! – другая фраза, когда я хватался за голову и шел дальше.
Мои возгласы и восторженные вопли, признаю, будут понятны далеко не всем читателям, но буду писать так, как есть. Главный минус музея заключается в том, что в нем есть все. Разум не успевает переварить столько информации зараз: только ты прошел мимо дома на Тисовой улице, что вызвал у тебя триллион воспоминаний и ассоциаций, как тут же перед тобой оказывается кривой деревянный Висячий мост, добавляя еще один триллион. Это похоже на то, как разжиревшему ребенку, которого раньше били по рукам, когда он, кряхтя, забирался в буфет, вдруг дали три коробки с шоколадными батончиками и сгущенкой. И газировки литров пять. А что там слипается, когда получаешь чего-то слишком много? Вот примерно это и произошло со мной после музея. Слишком много впечатлений.
Но вернемся к самому началу музейного тура. Повторюсь, мне очень понравилась та символичность: мы в буквальном смысле «шагнули по ту сторону экрана», когда увидели открывшиеся и прятавшиеся до этого ворота Большого Зала. Такие красивые продуманные мелочи очень приятны. Большой веселой многонациональной группой мы прошли меж длинных обеденных столов и остановились у камина. Гид еще раз нас поприветствовал и начал перекличку: кто, дескать, мы и где учимся. "Гриффиндор тут есть?" Поднялось вверх несколько рук и послышались слабые «йеес». Когда дошла очередь до Слизерина, гид грозно ответил поднявшим руки последователям Салазара: «Get out!» Но потом объяснил, что это шутка. Хохот.
 
Дурдом, чесслово. Я отделился от толпы и решил провести экскурсию сам себе, так как не люблю бегло смотреть на экспонаты и бегать за гидом. На iPod, что выдали посетителям, была очень удобная программа: вот карта музея, каждый экспонат на ней отмечен цифрой. Подходишь к очередной остановке, видишь рядом номер, нажимаешь его на карте – и Том Фелтон рассказывает тебе о том, что ты сейчас видишь. Вдобавок, после того, как прослушал информацию, ты можешь присесть на лавочку и посмотреть видеоролики с дополнительной информацией о каждом конкретном экспонате (русский язык предусмотрен). Музей был разделен на три тематические секции: декорации помещений фильмов с костюмами персонажей, большие внешние декорации, инвентарь. Чтобы не быть скучным, слишком подробно перечислять экспонаты здесь не собираюсь. Что бы вы ни назвали, большинство из названного вами есть в музее.
 
Итак, как только вы нашли в себе силы закрыть рот после того, как прошагали через Большой Зал на трясущихся ногах, словно первокурсник, увидев не только потертые и исцарапанные столы, костюмы преподавателей, привидений, учеников всех факультетов, включая самый первый маленький и чертовски милый костюм Гарри с колпаком, вы попадаете в очень просторное помещение величиной с футбольное поле (Ливсден раньше использовался как авиабаза).
Перед вами появляется красивый стенд с фотографиями режиссеров, продюсеров и сценаристов с подробной информацией о каждом. Ну а дальше вы идете извилистой тропкой, где через каждый метр будет находиться очередная остановка: вот хрустальный дворец из Святочного Бала вместе с бальными костюмами, вот гримерный столик с париками и пластмассовой шапочкой для Рэдклиффа с вырезом для шрама (чтобы гример всегда рисовал его в одном месте), а вот и сама гостиная Гриффиндора, напротив которой лежит добро из Выручай-Комнаты с потерянными вещами. Дальше идут помещения класса зельеварения, столовой Уизли, кабинетов Амбридж и Дамблдора, стенд с костюмами и масками Пожирателей, пососедству стоит уютная хижина Хагрида, а в конце голова будет кружиться от массивных декораций Атриума Министерства с помпезной и устрашающей стелой «Магия - Сила». При этом я сейчас не перечислил и половины того, что было. И это только первая секция. Видя все содержимое, вы можете даже не пытаться закрыть рот. Не получится.
Если вы решите посмотреть все экспонаты с максимальной дотошностью, прослушать всю аудиоинформацию г-на Фелтона, посмотреть все видеоролики, фото, прочесть все статьи со стендов – это займет не менее пяти часов. Серьезно.
 
Пару слов о посетителях: если вы думаете, что большинство из них дети, то вы глубоко заблуждаетесь. Я испытывал непонятную радость, осознавая, что вокруг меня представители не только всех возрастов (даже пенсионеров немало), но и цветов кожи и стран. Молодой человек из Новой Зеландии, восхищенно делящийся своими детскими воспоминаниями о книгах и фильмах с едва-знакомой девушкой из Норвегии, увидев знакомые вещи и декорации…Где еще вы увидите нечто подобное? Я медленно ходил меж декораций и посетителей и глупо улыбался, словно котяра у сметаны. А мои смешные круглые очки впервые выглядели уместно.
 
Сам музей не ограничивался одной лишь коллекцией вещей из фильмов. Был и интерактив. У декораций гостиной Гриффиндора предлагалось найти затерянные комиксы Невилла, у стенда с визуальными эффектами можно было посмотреть на большом экране фильм о создании всей магии в кино, рядом предлагалось надеть на себя школьную форму и прокатиться на метле и форде на фоне зеленого экрана, после чего тут же получить свои фото уже на фоне кадров из фильма, маленьким детям выдавались красивые книжки, в которые они могли ставить печати Министерства Магии у каждой остановки, а за полную коллекцию печатей получить приз. С помощью кнопок можно поуправлять поварешкой в котле, что стоит в кабинете Снейпа, или спицами миссис Уизли, чтобы связать очередной “ужасный” свитер. Хотите почувствовать себя создателем фильма? В вашем распоряжении большая сенсорная столешница, где можно создать смешной монтаж из знаменитых сцен фильма. Хотите передохнуть на лавочке, но при этом провести время с пользой? Напротив вас будет гигантский стенд с портретами Хогвартса, где можно найти запрятанных создателей фильма: вот Стюарт Крейг (художник и создатель Хогвартса) в колдовском чепчике, а вот Дэвид Хейман (продюсер и инициатор идеи съемок) со смешной
длинной бородкой
.
 
Устали и проголодались? После первой секции музея стоит небольшой бар на улице со сливочным пивом и сандвичами (хотя вместо них можно было придумать что-нибудь другое - да хоть каменные кексы Хагрида), где вы можете посидеть за столиками в компании Ночного Рыцаря, дома на Тисовой улице, могилы Реддла, Висячего моста, дома Поттеров, форда, мотоцикла Сириуса и гигантских шахматных фигур. Сливочное пиво похоже на крем-соду, разве что наверху наплюхано сливочное мороженое. Но не сомневаюсь, на этом ребята точно сделали деньги. Я выдул где-то четыре-пять кружек и впридачу получил сувенирную пинту, что использовалась в Трех Метлах. Никто не окажется против, если вы захотите посидеть в мотоцикле Сириуса, в форде или пройтись по Висячему мосту, ради бога.
           
    image
Третий отдел, отдел инвентаря – особая тема. Просто безумное количество вещей и чудищ из фильма: маски гоблинов, макеты оборотня и дементоров с подробной демонстрацией того, как они двигаются, мандрагоры, книги, восковые куклы Рона и Гермионы для испытания в озере во время Турнира и т.д., и т.п. Хотите посмотреть, как двигается Клювокрыл? Никто не запрещает взять вам пульт и поуправлять его головой и туловищем - двигается как живой, проверено. В отделе инвентаря организаторы соригинальничали так: в каждой комнате, помимо бесчисленных вещей, на стене висел экран, где Уорвик Девис (Флитвик) рассказывал о том, что сейчас находится в комнате. К примеру, экранный Девис брал в руки пульт и начинал двигать рычажками - и тут же, настоящий макет головы Хагрида, что висит над вами, начинает вращать ушами, глазами и ртом, под шутки и извинения Дэвиса перед Робби Колтрейном (Хагрид). Как только окончилась сценка в одной комнате, Дэвис предлагает вам отправиться в другую, сам же шагает по экрану и через мгновение появляется на другом экране в другой комнате с новым рассказом. Очень здорово. Добавьте сюда веселые шутки Уорвика, где он безуспешно пытается напугать создателей инвентаря, напялив на себя маску Крюкохвата, и вы получите оригинальный, веселый и нескучный тур по музею. Браво.

 jktoDLaP80M

 После того, как вы прогулялись по Косому Переулку, щипая себя за руки, чтобы проверить сон ли это, ближе к концу тура начинают появляться фото, чертежи и бумажные маленькие макеты Хогвартса и Хогсмида. И это не случайно: таким образом вас медленно подготавливают к гвоздю программы - настоящему огромному каменному макету Хогвартса, что использовался при съемках фильма, с убийственно точным вниманием к каждой мельчайшей детали. Лестница вокруг замка  расположена так, что можно было увидеть его со всех сторон. На выходе из музея висит стенд со словами г-жи Роулинг:

“Когда вы решите вернуться на страницы книг или на киноэкран, Хогвартс всегда будет ждать вас обратно домой”.

Здесь же Том Фелтон рассказывает заключительную историю о том, какой дружной и родной друг другу была съемочная группа: все вместе праздновали дни рождения, кто-то приходил совсем мальчишкой, а к концу съемок все уже праздновали день его свадьбы, кто-то уходил, кто-то приходил, кто-то умирал, но такой опыт нахождения в такой семье - единственный в жизни. Я заметил, что многие посетители на выходе незаметно отворачивались от других и шмыгали носами. Но вот мне пришлось буквально реветь крокодильими слезушками чуть позже: дело в том, что сразу после замка вы попадаете в огромный сувенирный магазин. Господи, как же плохо мне стало, когда я увидел, что там продается, и осознал, что, как назло, взял с собой в музей все свои финансовые сбережения. В общем, я накупил множество подарков. В том числе и сладостей: шоколадных лягушек (мне попалась карточка с Салазаром Слизерином), лакричных червяков, бобов Берти-Боттс (некоторые из них были со вкусом крема для обуви) и чертову кучу всего-всего. Если вам нужна помощь, смело обращайтесь к очень любезным продавцам или дедушке-охраннику, который выплясывал что-то из Джексона рядом с выходом. В заключение я могу сказать следующее: музей посвящен скорее не фильмам, а самим создателям, которые стояли вне объектива. Проникаешься очень большим уважением к людям, которые кропотливо, талантливо, шедеврально справились со своей работой: костюмерам, гримерам, художникам, работникам инвентаря. Удивляешься масштабу работы: то, что мелькает в кадре пару секунд, создавалось долгие месяцы. К примеру, выпуск "Ежедневного Пророка" полностью создан “вживую” - каждая статья настоящая, некоторые содержат шутки, что писали создатели друг о друге. Именно благодаря им вся атмосфера фильма выглядела такой убедительной. Уезжали мы из музея на фирменном автобусе уже в полной темноте: в Лондоне темнеет быстро.

Молодежь шуршала пакетами с подарками, только познакомившись друг другом, девушка из Германии и пара ребят из Бразилии и Японии, клятвенно обещали найти друг друга на Pottermore (интерактивном сайте по книгам). Вечерние огни музея прощально светили нам, у каждого были свои и одновременно схожие с другими воспоминания. Воспоминания о самой удивительной истории, частью которой ты только что стал сам. В тот момент я был самым счастливым человеком на свете.

 

   https://youtu.be/EUhPLb_vCkg

Ну и напоследок видео от KatrinDepp.  Что тут сказать? Просто слезки-слезки-слезки. Узнать подробнее об экскурсии и купить билеты можно тут